
На внеурочном занятии педагог-психолог Абуняева Юлия Рамилевна .
Дала рекомендации Рекомендации педагога-психолога родителям (по результатам СПТ)
Учащиеся 7-11 классов, прошедшие социально-психологическое тестирование и желающие узнать свои результаты, могут обратиться за консультацией к педагогу-психологу.
С 23 ентября по 23 октября 2025 года учащиеся 7-11 классов прошли социально-психологическое тестирование. Вопросы Единой методики не содержат информацию о каких либо психотропных наркотических веществах или средствах их и употреблении, но методика оценивает психологическую устойчивость ребенка к условиям, которые могут спровоцировать его к употреблению наркотических средств. В свою очередь, психологическая устойчивость основана на совместном психорегулирующем воздействии Факторов риска и Факторов защиты подростка. Рассмотрим каждый фактор риска отдельно и предоставить рекомендации по каждому из них. Надеюсь, что эти рекомендации помогут Вам, родителям, лучше понять своего ребенка, помочь ему пройти путь взросления благополучно.
Какие условия повышают риск вовлечения ребенка в потребление наркотических средств?
- Потребность в одобрении Как помочь ребенку получать одобрение его поведения, результатов, чувств и мыслей?
Каждый помогает человек ему нуждается чувствовать себя в одобрении, принятым это круг значимых людей. Ребенок неосознанно ищет то общество, где он будет принят в и где он получит одобрение. Важно, чтобы эта потребность получила удовлетворение в социально позитивной деятельности при поддержке близких взрослых.
Дайте ребенку возможность свободно выражать свои чувства и потребности. Если родители постоянно стыдят, слишком озабочены тем, что скажут о поведении ребенка окружающие, очевидно, что он и во взрослой жизни будет излишне зависеть от этих оценок.
- Учите ребенка обращаться за помощью. Если ребенок приходит к вам за помощью, помогайте ему, а затем отпускайте снова. Если видите, что происходит что-то, с чем он сам не справится – вмешивайтесь. Однако если Вы будете делать это постоянно и все контролировать, то ребенок не научится сам за себя отвечать, а также при необходимости обращаться за помощью
- Избегайте гиперопеки.
Старайтесь меньше тревожиться по поводу возможных неприятностей и несчастий. Беспокойство за ребенка заставляет родителей контролировать каждый его шаг. Ребенок в итоге не имеет опыта выбора и самостоятельного налаживания контактов. Позвольте подростку самому решать какие-то свои проблемы в школе, в отношениях с друзьями.
- Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом
Старайтесь давать подростку свободу действий, свободу выбора, когда это возможно. Например, прежде чем записать ребенка в кружок или секцию, поинтересуйтесь, чем он хочет заниматься; не навязывайте свое мнение, ориентируйтесь на сферу его интересов, позвольте ему самостоятельно определиться.
- Интересуйтесь жизнью ребенка и оказывайте ему поддержку
.Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подростков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. И наоборот, недостаточная родительская поддержка может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
6 . Не предъявляйте ребенку излишних требований
. Родителям необходимо проявлять гибкость и терпимость к своему ребенку, поддерживать его в начинаниях, стараться не возлагать на подростка неоправданные надежды, не соответствующие их возрасту, которые могут пагубно повлиять на самооценку ребенка, подавляя развитие его личности.
7 .Подчеркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках
. Хвалите ребенка, делайте ему комплименты. Важно отмечать даже самые маленькие изменения и достижения. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
8.Относитесь к ребенку как к самостоятельному и взрослому человеку.
Достижение подростком самостоятельности происходит в процессе индивидуализации, когда он занимается формированием собственной индивидуальности и в то же время устанавливает новые связи с родителями. Чтобы проявить собственную индивидуальность, подростки ориентируются на иную, чем у родителей, систему ценностей, ставят перед собой иные цели, интересы и точки зрения. Ребенок не должен быть Вашей маленькой копией – он должен быть самим собой.
Подверженность влиянию группы Как помочь ребенку иметь свою позицию и не поддаваться влиянию группы? В ребенку подростку подростковом хочется важно быть возрасте быть есть как все. принятым период, В это в когда время группе сверстников, что создает риск необдуманных поступков, продиктованных влиянием группы.
Принятие асоциальных установок социума Как уберечь ребенка от негативных установок, которые транслируются в обществе?
1. Обращайте внимание на то, чтобы комфорт создавался в семейной среде, чтобы у подростка не возникало желание уйти в «плохую» компанию.
2. Уделяйте внимание тому, чтобы ваш ребенок отдавал предпочтение группам подростков, где он себя будет комфортно чувствовать (это могут быть спортивные секции и кружки).
3. Избегайте чрезмерного использования дисциплинарных мер по отношению к подростку.
4. Не стыдитесь обращаться за помощью к специалистам: к школьному психологу или к семейному терапевту
. 5. Старайтесь «фильтровать» информацию, которая транслируется подросткам средствами массовой информации и в литературе по данной проблеме.
6. Научитесь делиться своей ответственностью с подростком и показывать на личном примере приемлемое социальное поведение.
7.Стараитесь воспитывать подростка в духе уважения к общественным нормам и формам социального контроля.
8. Знайте – чрезмерная опека над ребенком может лишь усугубить ситуацию.
9. Чаще вспоминайте о тех семейных ценностях и традициях, которые существуют в вашей семье.
10.Помогайте подростку делать конкретные шаги к его целям.